Завершенные проекты

Телефон/факс:
+7 (8452) 242 242

Испытания смонтированных резервуаров, испытания резервуаров

В процессе монтажных работ производятся испытания плотности монтажных сварных соединений стенок, кровли и днища. В связи с невозможностью доступа к сварным соединениям днища со стороны основания, их испытания производятся с помощью вакуум-аппарата, который представляет собой металлическую коробку без дна с габаритами 250x350x700 мм. Верхняя крышка устройства выполняется из органического или армированного стекла, для обеспечения возможности визуального наблюдения за швами в процессе испытаний. Штуцер для подключения вакуум-насоса посредством воздушного рукава вварен на малой боковой стенке аппарата. Губчатая резина, прикрепленная к нижней кромке стенок аппарата, обеспечивает необходимую плотность его прилегания к днищу резервуара даже в области нахлесточных соединений. Перед проведением испытаний швы резервуара подвергаются очистке от окалины, шлака и грязи, после чего обильно обрабатываются мыльным раствором.

 В ходе испытаний резервуара внутри вакуум-аппарата создается разрежение от 50 до 60 гПа.

 При наличии дефектов сварных соединений, в соответствующих местах происходит утачка воздуха внутрь аппарата, что вызывает заметное образование мыльных пузырей и позволяет локализовать дефектные участки. В случае их выявления, дефектные места сварных соединений вырубаются, завариваются и подвергаются повторным испытаниям.

 Герметичность сварных соединений стенок и кровли резервуаров подвергается проверке с помощью керосина. Высокое значение поверхностного натяжения керосина (высокая капиллярность) позволяет ему проникать через мельчайшие каналы. Перед испытанием сварные соединения покрываются меловым раствором шириной от 100 до 150 мм, который в процессе высыхания образует равномерный тонкий слой мела. После этого осуществляется опрыскивание керосином соответствующих швов с внутренней стороны резервуара и его введение под нахлестку. Процедура нанесения керосина повторяется не менее двух раз с интервалом в 10 минут. Наличие дефектов определяется визуально по характерным темным пятнам, которые образуются на слое мела просочившимся керосином. В условиях положительной температуры воздуха испытание длится 4 ч, при отрицательных температурах продолжительность испытания составляет 8 ч.

Замыкающие монтажные швы стенок резервуаров (в резервуарах емкостью от 2 тыс. до 20 тыс. м3, изготовляемых из рулонных элементов) в местах пересечения с горизонтальными швами подвергаются проверке проникающим излучением. Длина каждой рентгенограммы составляет не менее 240 мм. При толщине стенок более 10 мм применяется предварительная ультразвуковая проверка с последующим просвечиванием дефектных участков.

После осуществления комплекса предварительных проверок плотности сварных швов осуществляется общая гидравлическая проверка всего резервуара. В ходе испытания резервуар заполняется водой до расчетного уровня. В процессе заполнения контролируется осадка конструкции и состояние сварных швов. При возникновении течи из-под днища резервуара, вода сливается полностью для устранения дефекта. При выявлении трещин в сварных швах стенок, уровень воды понижается для обеспечения свободного доступа к проблемному участку. После устранения выявленных дефектов гидравлическое испытание возобновляется.

Параллельно с гидравлическим испытанием осуществляется пневматическая проверка плотности сварных швов кровли. Перед заполнением резервуара водой закрываются люки кровли, в результате чего в нем возникает избыточное воздушное давление. Смачивание швов мыльным раствором позволяет определить места утечки.

Резервуар считается прошедшим испытание, если в течение 24 часов после заполнения водой не обнаружено течи и понижения уровня воды. Весь персонал, участвующий в проведении испытаний, предварительно проходит специальный инструктаж. Во время испытания определяется граница опасной зоны, радиус которой составляет не менее двух диаметров тестируемого резервуара. Внутри опасной зоны не допускается нахождение персонала, не принимающего непосредственного участия в процессе испытания. Манометры, термометры и прочие измерительные приборы выносятся за пределы опасной зоны, либо помещаются в специальные укрытия.

Гидравлические испытания стандартно производятся при температурах выше +5°С. При зимних испытаниях обеспечивается подогрев воды или ее непрерывная циркуляция, необходимые для избегания обледенения стенок резервуара и замерзания воды в задвижках и трубах. После успешного завершения всего комплекса испытаний на резервуар составляется паспорт.

В резервуарах постоянного объема в процессе их наполнения и опорожнения, а также вследствие колебания температуры, постоянно образуется избыточное либо недостаточное давление. При повышении давления происходит его сброс через предохранительный клапан, что ведет к утечке паров нефтепродуктов. При понижении давления через тот же клапан происходит забор наружного воздуха, который насыщается парами нефтепродукта. При повторном повышении давления утечка паров повторяется, что при многократном повторении приводит к потерям хранимых нефтепродуктов, достигающим 7% от общего объема.

Отсутствие предохранительных клапанов минимизирует потери, но при этом вызывает значительные колебания давления внутри резервуара, что неизбежно ведет к нарушению его целостности и выходу из строя. Новый тип резервуара с плавающей крышей позволяет минимизировать потери нефтепродуктов при хранении и решить проблему колебания давления. Крыша такого резервуара выполнена из стального листа толщиной от 4 до 5 мм и закрепится наружной кромкой к стальному кольцевому коробу-понтону. По мере заполнения и опорожнения резервуара такая крыша поднимается и опускается, плавая на поверхности нефтепродукта. Зазор между стенкой резервуара и понтоном составляет 200-800мм в зависимости от диаметра. Герметичность конструкции обеспечивается затвором специальной конструкции.