Причины, приводящие к потерям нефтепродуктов
Потери нефтепродуктов могут возникнуть во время любой производственной ситуации: при некачественном или неосторожном хранении, разливе, перевозке, из-за неплотно закрытой тары, непрофессиональном заборе проб и так далее. В частности, если емкость для хранения или транспортировки плохого качества или давно отслужила свой срок, совершается выделение паров или утечка жидкости. Данный факт правомочен и для некачественного освобождения цистерн, когда остатки жидкости не откачаны полностью. Если разъемы инструментов для перекачки больше, чем отверстия тары, потеря сырья неизбежна, как и расплескивание при транспортировке на автомобилях или железной дороге. Кроме всего прочего, пересортица, то есть, смешивание различных сортов готового продукта так же причисляется к частичной потере товара.
Создана классификация причин, приводящих к утратам нефтепродуктов:
- От утечек и разливов, приводящих к уменьшению исходного количества
- От испарения – уменьшение и ухудшение качества продукта
- Смешивание – объем остается прежним, но товар теряет свою продажную ценность
После доставки товара к точке назначения и его реализации, большое количество продукции пропадает по причине безответственного отношения потребителей. Данная проблема требует немедленного решения и относится к числу не терпящих отлагательств, так как окружающей среде наноситься непоправимый урон. Предотвращению утечки нефтепродуктов, помогает знание причин проблемы.
В большинстве случаев, корень вопроса кроется в безответственном отношении отдельных работников, плохом техническом обслуживании нефтебаз, нежелании или невозможности закупки новой тары для складирования и перевозок.
Главные причины потерь продукта на базах:
- Неудовлетворительное состояние стальных резервуаров и оборудования к ним
- Некачественная чистка резервуаров (удаление подтоварной воды и остатков продукта)
- Технологическая неисправность трубопроводов и насосных станций
- Неправильное обслуживание цистерн, что приводит к перегреву и выбросу товара
- Аварии
Предоставленные проблем могут быть устранены с помощью ужесточения контроля над рабочими, отвечающими за конкретный участок работы, а также при периодичном проведении техосмотров, призванных выявлять и устранять причины неполадок. Получив возможность контроля над утечкой нефтепродуктов, ситуация по смешиванию или загрязнению товара, также автоматически разрешится.
Потери бензина при хранении в стандартных емкостях на среднегодовой период:
Тип резервуара | Южная зона | Северная зона | ||||
Оборачиваемость резервуара в год | ||||||
12 | 48 | 96 | 12 | 48 | 96 | |
РВС-400 | 4,8 | 12,4 | 22,6 | 2,9 | 9,4 | 15,9 |
РВС-1000 | 11,5 | 29,4 | 58,4 | 6,7 | 19,4 | 36,4 |
РВС-2000 | 22,2 | 55,6 | 100,3 | 12,6 | 35,5 | 66,0 |
РВС-3000 | 34,8 | 88,3 | 159,7 | 20,5 | 57,9 | 107,0 |
РВС-5000 | 50,4 | 126,2 | 227,2 | 28,4 | 80,8 | 150,6 |
Качественные потери также возможны по вине недостаточного количества трубопроводов на нефтебазе. В таком случае по одной и той же трубе проводится закачка различных сортов товара, что неизбежно приводит к их смешиванию. Количественный урон наносится во время нарушения герметичности труб или повреждения относящейся к ним арматуры.
Испарения продукта приводит к потерям, грозящим как количественными, так и качественными изменениями. К числу главных причин относится несоответствие между способом хранения, строением резервуара и особенностями конкретного вида продукции. На вторых местах находятся потери из-за: отсутствия газозборников, несоответствия объемов тары для хранения и перевозки, увеличение давления и так далее.
Количественные затраты выраженные в процентном соотношении:
- 2.5% – нефтепромыслы
- 2.5% – заводы по переработке нефти
- 2% – транспортировка и хранение
Даже при обыкновенном заполнении бака бензином на 1м3 жидкости испаряется в среднем 0.55кг/м3 летом, и 0,35 кг/м3 – зимой. При работе с большими количествами, на 5000 м3 в атмосферу уходит около 2,5 т при тепле и 1,7 т бензина в холода.
После проведения ряда исследований было выявлено, что хранение дизельного топлива в подземных резервуарах дает значительную экономию: 0.9 кг/м3 в год. То же самое относится и к сортам бензина, рассчитанным, на использование авиацией и наземными видами транспорта.
Средние потери бензина для авиации и автомобилей за год:
Марка бензина | Потери от испарения по Гост 6.465-52%масс | Давление паров при 38 °С, мм рт.ст. | Объем,м3 | Степень заполнения резервуара, % | Масса бензина, т | Потери | ||
резервуара | парового пространства | кг/м3 парового пространства | ||||||
Б95/130 | 0,80 | 224 | 370 | 57,5 | 85,5 | 250,3 | 90,1 | 1,57 |
А-56 | 1,26 | 281 | 830 | 133,4 | 93,0 | 579,4 | 275 | 2,06 |
Б-70 | 1,15 | 314 | 186 | 44,0 | 81,0 | 107,3 | 107 | 2,44 |
А-66 | 1,20 | 338 | 182 | 25,6 | 94,0 | 119,6 | 138 | 2,55 |
А-66 | 1,27 | 290 | 1470 | 143,8 | 97,7 | 1043,4 | 266 | 1,85 |
А-66 | 1,36 | 379 | 288 | 28,2 | 95,0 | 206,4 | 74,3 | 2,64 |
А-66 | 1,33 | 328 | 1422 | 197,7 | 92,0 | 965,1 | 389 | 1,97 |
А-66 | 1,77 | 442 | 1400 | 215,2 | 84,0 | 912,9 | 525 | 2,44 |
Среднее значение | 1,27 | 324 | — | — | 90,0 | — | — | 2,19 |